Как это часто бывает с людьми особенно одаренными, Роб Зомби (Rob Zombie) запасся талантами всерьез и надолго, берясь за вещи самые неожиданные и, что удивительно, не делая холостых выстрелов. За свою двадцатилетнюю карьеру Роб неординарно проявил себя в музыке, кинематографе и изобразительном искусстве. Он поет и пишет песни, занимается программингом и продюсированием. 12 лет он возглавлял метал-команду White Zombie, а с 1999 года отвечает за внутреннюю и внешнюю политику собственного рекорд-лейбла Zombie-A-Go-Go Records, не забывая о сольной музыкальной карьере. Он пишет сценарии, снимает музыкальные клипы и полнометражное кино, продюсирует фильмы и снимается сам. Он оформляет обложки и рисует буклеты для всех своих альбомов, разрабатывает декорации и сценарии шоу, сам придумывает свои татуировки и создает концертные костюмы, делает мультфильмы и визуальную рекламу.
Чтобы понять, откуда взялась такая разносторонняя личность, нужно вернуться на сорок лет назад. Роберт Камминз (Robert Cummings), будущий Роб Зомби, родился 12 января 1966 года в Хейверхилле, штат Массачусетс. Ничего исключительного в его окружении не было. С раннего возраста Роберт и его младший брат Майкл (Michael) поглощали в больших количествах весь тот "культурный" ширпотреб, который обрушивают СМИ на беззащитные детские головы: комиксы с кровавыми монстрами, фильмы ужасов, детективы и боевики, а затем и дешевая порнография. К счастью, в их "культурном рационе" нашлось место и для более интеллектуальных занятий. Братья серьезно увлекались рисованием и дизайном и оба поступили в колледж искусств. Майкл сдался первым: он бросил учебу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Роберт еще долго не решался сделать окончательный выбор. С дипломом колледжа на руках он отправился в Нью-Йорк, чтобы попытать счастья в издательском ремесле. Как показало будущее, оба пути, выбранные братьями, вели к успеху.
В Нью-Йорке Роберта Камминза никто не ждал. Он брался за любую работу: развозил курьерскую почту на мотоцикле, устроился ассистентом на съемках детского телесериала "Pee-wee's Playhouse", занимался оформлением порнографических журналов. В одном из таких сомнительных изданий он познакомился с молодой художницей и дизайнером Шоной Рейнолдс (Shauna Reynolds). Оба обожали ужастики и фантастику, тяжелую музыку и разные экстремальные проявления американской андеграундной культуры. Чем не повод собрать музыкальную команду?
Так в 1985 году Камминз превратился во фронтмена жесткой метал-группы White Zombie, обязанной своим названием классическому черно-белому "шокеру" "Белый зомби" режиссера Белы Лугоши (Bela Lugosi). Была только одна маленькая проблема: ни Роберт, ни Шона никогда раньше музыкой не занимались. С этим быстро разобрались: Роберт решил, что из него выйдет замечательный вокалист, и по такому поводу придумал себе псевдоним Роб Зомби, а его напарница, отныне известная под именем Шон Изел (Sean Yseult), срочно принялась осваивать бас-гитару. Этот тандем на протяжении следующих 12 лет останется неизменным ядром группы White Zombie, пережившей десятки кадровых перестановок. В шальном саунде White Zombie театрализованный готик-метал в духе Danzig сочетался со свободными, громогласными грувами в стиле Red Hot Chili Peppers. Одной из фирменных фишек команды стал стильный байкерский прикид Камминза и Рейнолдс.
В Нью-Йорке группа быстро завоевала культовый статус, давая сумасшедшие концерты и выпуская по релизу в год. В середине 80-х вышли три мини-диска, на которых фронтмена иногда еще называли Робом Стрейкером (Rob Strakerа), а в 1987 году появился и дебютный лонг-плей "Soul-Crusher". Сменив несколько гитаристов и выпустив еще одну пластинку "Make Them Die Slowly", группа заручилась поддержкой лейбла-мэйджора. Главной приманкой для издателей стал, конечно, Зомби - харизматичный шоумен, затейник, автор всех текстов и художник-оформитель широкого профиля. Лейблу пришлось обеспечивать подготовку и дистрибуцию двух следующтх альбомов White Zombie: "La Sexorcisto: Devil Music, Vol. 1", который появился в начале 1992 года и разошелся миллионным тиражом, и "Astro Creep: 2000 - Songs of Love, Destruction and Other Synthetic Delusions of the Electric Head", изданный в 95-м и вызвавший горячий отклик меломанов (он финишировал в Тор 10 американского поп-чарта).
Получив в свое распоряжение гораздо более существенные суммы, чем когда-либо раньше, Роб Зомби смог реализовать многие идеи, о которых прежде даже не мечтал. В первую очередь это касалось визуального имиджа команды, чьи концерты превратились в незабываемые шоу с театральными и световыми эффектами. Роб постоянно совершенствовал свои лицедейские навыки, учась общаться теперь уже не только c клубной публикой, но и с многотысячными стадионами. Воображение метал-фанов поразила и подруга фронтмена Шон Изел, которая действительно уверенно играла на бас-гитаре, а не выставляла напоказ свои сексапильные округлости. Однако после первого же концертного забега в поддержку "La Sexorcisto..." она разорвала отношения с Робом Зомби - личные, но не творческие.
К моменту создания второго альбома "Astro Creep: 2000..." из стартового экипажа остались только Роб и Шон. В группе никто надолго не задерживался - музыканты чувствовали себя пешками, не всегда понимали конечную цель и свою роль в этой игре. Все нити фронтмен сосредоточил в своих руках, и другим участникам ничего не оставалось, как полностью довериться ему. У Зомби был специфический подход к материалу. Собственно авторская музыка White Zombie служила ему не отправной точкой, с которой начинается работа, а скорее одним из компонентов окончательного микса, сплавленного из массы разнообразных деталей. Свои песни о скоростных гонках, монстрах, роботах, зловещих клонах и алкогольных удовольствиях он снабжал таким количеством сэмплов (особенно цитат из второсортных триллеров), что альбомы превращались в пестрые, перегруженные коллажи.
Представление о том, насколько большое значение придавал Роб каждой детали, дает хотя бы такой факт: для альбома "Astro Creep: 2000..." он разработал оригинальный 16-страничный буклет, но руководство лейбла требовало сократить его до 4 страниц. Тогда печать остальных 12 страниц Зомби профинансировал из своего кармана. Новый гастрольный тур 95-96 годов закрепил за White Zombie статус одной из самых изобретательных, дерзких, яростных команд. Репортеры, насмотревшись на гигантские марионетки, пиротехнику и визуальные проекции, окрестили их настоящими наследниками Kiss. На этой оптимистичной ноте, выпустив на прощание альбом ремиксов "Supersexy Swingin' Sounds" (1997), группа White Zombie закончила свою историю.
Роб Зомби был предоставлен сам себе и мог выбирать любой из уже испытанных путей. Он успел попробовать свои силы в анимации, самая известная из его работ - сцена галлюцинации в мультфильме "Beavis & Butt-Head Do America" из сериала о Бивисе и Баттхэде. Он приобщился к режиссуре: компания Miramax Films пригласила его снять третью часть фильма "The Crow" по его собственному сценарию ("The Crow: Salvation"), однако расторгла контракт на начальном этапе съемок. По сценарию Зомби впоследствии был снят фильм "Legend of the 13 Graves". Что касается музыки, то, устав от коллективного творчества и решив в дальнейшем полагаться на собственные силы, Роб Зомби первым делом укрепил тылы. В 1998 году он создал собственный лейбл Zombie-A-Go-Go Records, взяв под свое продюсерское крыло устрашающие команды The Bomboras и The Ghastly Ones. Параллельно он подготовил микс-альбом "Halloween Hootenany". Брат Майкл к этому времени солировал в экстремальной метал-команде Powerman 5000 под именем Спайдер (Spider). Менеджерское руководство группой тоже перешло в ведение Роба Зомби.
Были у него и сольные планы. Готовя свой первый самостоятельный альбом, он наладил тесные рабочие отношения с продюсером Скоттом Хамфри (Scott Humphrey). Он же впервые выступил и соавтором всей музыки, сам аранжировал и сводил запись. Прямиком из White Zombie к своему бывшему шефу пришел Джон Темпеста (John Tempesta), к которому присоединились гитарист Риггз (Riggs) и басист Бласко (Blasko). Результатом их коллективных усилий стал альбом "Hellbilly Delux: 13 Tales of Cadaverous Cavorting Inside the Spookshow International", который вызвал весьма неоднозначную реакцию.
Тематика песен оставалась в общем и целой той же - монстры, клоны, оружие, острые ощущения, но конечный продукт нес гораздо более сильный отпечаток индастриал-рока, чем все записи White Zombie, а удельный вес металла сводился к минимуму. Этот факт никого не смущал, кроме суровых критиков, которые в этой компактной, немного сумасшедшей работе усмотрели все признаки упадка. Но они оказались в меньшинстве. Запущенные в радиоэфир синглы "Dragula" и "Superbeast", а также получившие активную ротацию клипы на эти треки, подогрели настолько острый интерес к релизу, что "Hellbilly Delux..." дебютировал в Тор 5 американского поп-чарта. Вскоре альбом получил три платиновых сертификата, превзойдя все коммерческие достижения White Zombie вместе взятые.
С этого альбома началась и многолетняя история творческих, а затем и личных отношений Роба с красавицей Шери Мун (Sheri Moon), известной под псевдонимом Шерри Скеркис (Sherri Skerkis). Подруга, а впоследствии жена Роба, она долгое время была его музой, снималась почти во всех его видеоклипах, появлялась на обложках дисков. Эти отношения сразу стали достоянием общественности, автоматически положив конец другой истории. Подруга суровых дней Шон Изел окончательно распрощалась с Робом, решив попытать счастья в других коллективах (сначала это были Famous Monsters, которых она поменяла на Rock City Morgue).
Для очередного концертного забега Робу Зомби пришлось искать новых компаньонов. Собрав гастрольную команду, он отработал несколько туров, по завершении которых в 1999 году представил сборник ремиксов на треки с дебютного альбома "American Made Music to Strip By" (с портретом Шери Мун на обложке). Свои интерпретации сольных произведений Зомби предложили самые неожиданные артисты - Крис Вренна (Chris Vrenna) из Nine Inch Nails, Rammstein, God Lives Underwater, Филип Стеир (Philip Steir), экс-участник Consolidated. Отныне главным продуктом музыкальной лаборатории Роба Зомби становятся именно ремиксы, причем, как правило, изготовляемые для кино. А вот для саундтрека к фильму "Mission Impossible: 2" артист написал новую песню.
Его всеядности хватало не только на музыку. К примеру, он придумал собственную игрушку по имени Rob Zombie, изготовить которую ему помог известный кукольных дел мастер Тодд Макфарлейн (Todd McFarlane). В апреле 2000 года стартовала первая режиссерская работа Зомби - съемки фильма "House of 1000 Corpses", в котором появилась и Шери Мун. Финансирование проекта взяла на себя компания Universal Studios, для которой Зомби в 1999 году разработал дизайн лабиринта ужасов, открытого в развлекательном парке при студии. Фильм был полностью снят и смонтирован, в саундтреке прозвучала заглавная мелодия авторства Зомби, однако руководство Universal отказалось выпускать его на экраны из-за "несоответствия корпоративным стандартам". Тогда Зомби выкупил у Universal права на "House of 1000 Corpses" и перепродал фильм компании MGM (картина попала в массовый прокат осенью 2002 года).
В 2001 году Зомби бросил клич и собрал под свои знамена старых коллег Темпесту, Риггза и Бласко, а пост продюсера снова предложил Скотту Хапмфри. В такой компании создавался второй сольный альбом Зомби "The Sinister Urge" (2001). Для усиления эффекта он пригласил в студию небольшой штат метал-звезд: Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), гитариста Slayer Керри Кинга (Kerry King), ди-джея Lethal из группы Limp Bizkit и не нуждающегося в особом представлении барабанщика Томми Ли (Motley Crue/Methods of Mayhem).
Зомби еще раз подтвердил репутацию уникального артиста, умеющего убедительно сочетать юмор, игривость и гнетущий ужас. Решительных трансформаций стиля он не предпринимал, что отчетливо подтверждали треки "Dead Girl Superstar" или "Scum of the Earth". Да и рок-фаны не изменили своего отношения к кумиру, обеспечив "The Sinister Urge" место в американском Тор 10, где диск продержался несколько месяцев. Все это время Зомби активно общался со своими поклонниками со сцены, объехав Америку сначала с рождественским туром в компании с Оззи Осборном, а весной 2002 года - с сольными гастролями.
В 2003 году Роба покинули Риггз и Темпеста, занятые собственным проектом Scum of the Earth, очень напоминающим все то, чем они занимались под руководством Зомби. Напоследок музыканты подготовили компиляцию "Past, Present and Futurе" (2003), охватывавшую не только сольную карьеру Зомби, но и лучшие страницы истории White Zombie. Между тем сам музыкант гораздо больше времени отдавал второй любимой профессии - режиссуре. Разработав в свое время визуальный стиль White Zombie, он оказался востребованным клипмейкером, которому доверяли судьбу своих видеоклипов многие артисты - Оззи Осборн, Закк Уайлд (Zakk Wylde), Powerman 5000 и другие.
Первую половину 2005 года Зомби провел вдали от студии звукозаписи - снимал новый фильм "The Devil's Reject". Его первая картина "House of 1000 Corpses" собрала скромную по американским меркам кассу в 12 миллионов долларов, но этого было достаточно, чтобы окупить малобюджетный фильм и обеспечить финансирование нового кинопроекта.
В конце 2005 года Роб Зомби переиздал свой дебютный лиск, добавив в заголовок слово "супер". "Hellbilly Super Deluxe" представлял собой оригинальный вариант лонг-плея в новом оформлении. А весной 2006 года выходит третий студийный альбом артиста "Educated Horses", созданный при участии гитариста Уэса Борланда (Wes Borland) из Limp Bizkit, барабанщика Томми Ли, бас-гитариста Бласко, вернувшегося после короткого флирта с Оззи Осборном, и Джона Файва (John 5), бывшего гитариста Мэрилина Мэнсона. Разогревающей группой в турне в поддержку альбома стали итальянские готик-металисты Lacuna Coil.