Depeche Mode
Одна из самых оригинальных и успешных современных групп, исповедующих electro-synth, Depeche Mode начали главенствовать на музыкальной сцене во второй половине 80-х. И по сей день они остаются одними из лучших представителей жанра и по праву носят гордое звание мэтров neo-synth pop.
Первые упоминания о будущих лидерах мировых чартов относятся еще к 1976 году, когда тинэйджеры Винс Кларк (Vince Clarke) и Эндрю Флэтчер (Andrew Fletcher), считавшие себя клавишниками, загорелись идеей создать группу. Свое детище они назвали No Romance in China. Дело было в городке Basildon, в английском графстве Эссекс. Долго эта авантюра не продлилась, группа распалась, но в 1979 году Кларк вернулся к идее собрать собственную команду. Так на свет появилась группа French Look, основанная на пару с гитаристом и клавишником Мартином Гором (Martin Gore). Начинание вскоре разделил и Эндрю Флетчер (Andrew Fletcher), а с его появлением трио переименовало себя в Composition of Sound. Беспокойные юноши некоторое время играют под такой вывеской, но вскоре трио Кларк, Гор и Флетчер еще раз отказывается от старого названия и отныне раз и навсегда величает себя Depeche Mode (по названию журнала мод). Хотя изначально музыканты пытались проявить себя в жанре гитарного рока, к 1980 году о гитарах было уже забыто. Надежно вооружившись новомодными синтезаторами и выжимая из "холодной" техники максимум эмоций, Depeche Mode очень скоро становятся любимцами клубной сцены Лондона, оказавшись весьма крупной и интересной рыбиной после отлива панк-волны.
В это время участникам группы по 20-21 году, играют они энергично и с полной самоотдачей. Дэниэл Миллер (Daniel Miller), продюсер и глава Mute Records, однажды случайно попадает на их выступление в лондонском клубе Bridge House Tavern, собравшее полный зал, и с тех пор уже не выпускает группу из поля зрения. Ждать контракта с независимым лейблом Mute Depeche Mode пришлось недолго. Единожды придя к консенсусу, они уже более 20 лет не расстаются со своим первым и единственным лейблом.
Какое-то время Depeche Mode довольствовались вокальными данными Винса Кларка. Но в 1981 году, уже после участия группы в компиляции "Some Bizzare", решено было принять на должность постоянного солиста 19-летнего Дэвида Гэхена (David Gahan).
Для начала почву на музыкальном рынке прощупали с помощью нескольких синглов: "Dreaming of Me", "New Life" (Тор 10 Великобритании), "Just Can't Get Enough". А потом взялись и за большую пластинку. Основным композитором и автором текстов команды с самого начала был Кларк. Изданный в 1981 году дебют "Speak & Spell" основывался на его наработках, и альбому нельзя было отказать в отсутствии внимания со стороны слушателей и прессы. Однако во время промо-тура Винс Кларк, ко всеобщему удивлению, решил попрощаться с Depeche Mode. Основная причина ухода - желание оставаться студийным музыкантом, продолжать эксперименты на электронном поприще. (Один из его первых экспериментов, "Yazoo", записанный вместе с R&B-исполнительницей Alison Moyet, оказался достаточно успешным.)
Так молодая команда, еще не успев развернуться во всю мощь, рисковала исчезнуть в анналах. Но ничего подобного не произошло. Организующим и творческим началом коллектива становится Мартин Гор, состав пополняется новым клавишником Алан Уайлдер (Alan Wilder). Первый же сингл эпохи пост-Clarke, "See You", был принят с большим интересом. Чувство мелодии и гармонии, свойственное Гору, во всей полноте проявилось в следующих студийных альбомах группы - "A Broken Frame", изданном в 1982 году, и "Construction Time Again", записанном в 1983. В своих текстах Гор никогда не боялся браться за довольно серьезные темы, порой еще более мрачные, чем музыка группы: садомазохизм ("Master and Servant"), капитализм ("Everything Counts"), религиозный фетишизм ("Personal Jesus"). У Depeche Mode начала формироваться внушительная и очень преданная армия поклонников, не пропускавших ни одного EP, ни одного переиздания, ни одной коллекции редких записей. В коммерческом отношении группа оказалась более чем удачным мероприятием, регулярно попадая в горячую британскую десятку.
Четвертый лонг-плей "Some Great Reward" (1984 год) положил начало новому этапу в карьере Depeche Mode, открыв группу широкому кругу меломанов как Великобритании, так - что еще примечательнее - и Соединенных Штатов. Работа, по мрачности и меланхолии оставившая далеко позади своих предшественниц, включала классику синт-попа - едкую песню "Blasphemous Rumours". Приближенный к индастриэл сингл "People Аre People" стал международным хитом DM. Свои лучшие произведения, записанные за первые пять лет карьеры, музыканты объединили в коллекции синглов "The Singles 1981-1985".
Во второй половине 80-х саунд группы начинает эволюционировать, ортодоксальный электро-поп преобразуется за счет расцветающих все ярче композиторских талантов Мартина Гора. Издаваемые год за годом альбомы каждый раз становятся хитами.
Для записи "Black Celebration", который появился в 1986 году, команда приезжает в Берлин. Они давно уже сотрудничают с продюсерским тандемом Дэниэл Миллер -Гарет Джонс, которому не изменяют и на этот раз. Запись пронизана мрачной атмосферой, особенно первый сингл "Question оf Time". Самый продолжительный и масштабный тур за годы существования группы проходит на ура, его пиком становится концерт на стадионе Valby в Копенгагене. Важная веха в творческой биографии группы - начало работы с фотографом Антоном Корбийном (Anton Corbijn), который снимает свой первый видеоклип для DM.
В 87-м группа принимает решение попытать счастья с новым продюсером Дэйвом Баскомбом (Dave Bascombe), да еще и в новой студии в Париже. Первый сингл "Strangelove", изданный весной, свидетельствует о еще одном пройденном рубеже. Альбом "Music for the Masses" был поддержан еще более мощным туром, который продлился девять месяцев. В июне 88-го года концерт на стадионе Rosebowl собрал 72 тысячи зрителей.
Подготовленный по его следам концертный диск "101" был опубликован в 1989 году. К этому времени сдаются самые упорные журналисты, еще не так давно воротившие нос от английских экспериментаторов, и музыканты заслуживают тех хвалебных эпитетов, которых они вполне достойны. В частности, их уже называют крестными отцами house-музыки.
Фанатизм поклонников с каждым годом накаляется все больше. И уж совсем горячим он становится в 1990-м году с появлением кульминационной записи DM "Violator". Представленные на нем хит-синглы "Policy of Truth" и "Personal Jesus" (Тор 30 в Соединенных Штатах) становятся международными хитами. Эту запись группа готовила опять-таки с новым продюсером Flood, испытав по ходу дела технические мощности четырех разных студий звукозаписи в Англии, Италии и Дании.
Музыкальный материал, представленный Мартином Гором, обнаруживает поиск музыкантом нового стиля, новых средств выражения, новых тем. На сингл "Enjoy the Silence" (Тор 10 в США) DM сняли одни из самых знаменитых своих роликов. Режиссер клипа Антона Корбийна представил Дэйва в роли короля, восседающего на троне высоко в горах. За эту песню Depeche Mode получили свою первую официальную награду от британских профессионалов шоу-бизнеса - Brit Award за лучший клип. Мировой тур в поддержку альбома "Violator" стал одним из самых успешных и запомнившихся в 1991 году, хотя практически обошел стороной Европу и Америку, сконцентрировавшись на этот раз на Японии и Австралии. Финальную точку в гастролях поставили три концерта на стадионе Уэмбли. Благодаря оригинальному звучанию и качеству музыкального материала, а также стараниям группы, тираж альбома превысил 6 миллионов копий. Но изнурительный концертный марафон сильно отразился на настроении и состоянии музыкантов. У троих из них уже родились дети, всем хотелось уделить побольше времени и внимания своим близким.
Отдохнув и собравшись с силами, в 92-м году Depeche Mode снова объединяются с тем же продюсером Flood и разрабатывают новый подход к записи. В пригороде Мадрида музыканты арендуют огромную виллу и оборудуют собственную студию звукозаписи. Однако в Испании проходила только предварительная работа и репетиции нового материала, а окончательный процесс записи решено было осуществить в Германии, Голландии и Лондоне. Саунд группы претерпел некоторые изменения, испытал влияние gospel, стал гораздо больше ориентироваться на гитару, особенно в синглах "I Feel You" и "Walking іn My Shoes". Для записи трека "One Caress" пригласили оркестр из 28 музыкантов, и Дэйв пел с ними живьем. Это было одно из величайших его вокальных достижений. В начале 1993 года "Songs of Faith and Devotion", еще один суперуспешный лонг-плей Depeche Mode, был готов. Новшества пришлись по душе меломанам, альбом доминировал в чартах многих стран мира. В чартах Великобритании и Соединенных Штатов он дебютировал на первой строке. Объезжая континенты, чтобы представить фанам новый материал, музыканты снова работали на износ. Три месяца они колесили по Европе, столько же по Америке, в начале 94-го года дорога привела их даже в Южную Африку, затем на Филиппины и в Южную Америку. Вместе с завершающими 33 концертами по США общая продолжительность гастролей составила 14 месяцев.
По материалам турне годом позже, в 1994-м, был выпущен концертный альбом "Songs of Faith and Devotion Live". Но стресс от тура имел далеко идущие последствия: Алан Уайлдер после 15 лет работы в составе Depeche Mode решил уйти на вольные хлеба. Он объявил об этом в свой день рождения, 1 июня 1995 года.
Этим дело не ограничилось: Дэйв Гэхен едва не умер от передозировки наркотиков, был госпитализирован, а впоследствии должен был пройти курс реабилитации. И все это случилось с ним всего через несколько месяцев после неудачной попытки самоубийства (к этому моменту своей биографии Дэйв успел развестись с первой женой, переехать в Лос-Анджелес, жениться и расстаться со второй женой - всё это тяжело сказалось на его психике). Пока музыкант приходил в себя, группа жила в режиме ожидания. Несмотря на все эти катастрофы, ко всеобщему удивлению, группа выжила.
Трое оставшихся участников, Гэхен, Гор и Флетчер, объединившись после выматывающего тура и вынужденного перерыва в работе, принимаются за новую работу и делают почти невозможное. Процесс записи "Ultra" был нелегким. Часть студийных сессий прошла в Лондоне (в трех студиях), часть - в Нью-Йорке. За саунд на этот раз отвечал Тим Сименон (Tim Simenon). Высококлассный и очень мрачный альбом "Ultra", изданный в 1997 году, по звучанию приближался к стилистике альбомов 8-10-летней давности (в частности, "Violator"). Лучшие песни на альбоме, "Barrel of a Gun" и "It's No Good", изданные отдельными синглами, очень отличались друг от друга по саунду и стилю и подтверждали, то группе все еще есть, что сказать. Неудивительно, что альбом стал еще одним бестселлером в дискографии DM.
В 1998 году музыканты подготовили вторую коллекцию синглов последних лет - "Singles '86-'98". Релиз они поддержали продолжительным мировым туром, который подводил итоги еще одного важного этапа в карьере Depeche Mode. О том, что пришло время собирать камни, свидетельствовал и альбом-трибьют Depeche Mode, затеянный коллегами по сцене. Были среди них и весьма далекие по духу коллективы, например, Cure и Smashing Pumpkins.
Отдыхая после тура, музыканты на некоторое время снова ушли в тень. Пауза длилась три года, и только в 2001-м DM порадовали поклонников последним на сегодняшний день лонг-плеем "Exciter". Гораздо менее мрачный, чем его предшественник "Ultra", альбом вышел более интимным, романтичным. В течение сопроводительного турне, которое растянулось на пять месяцев, группа посетила двадцать с лишним стран. Зафиксированные на пленку шоу на сцене Palais Omnisports в Париже легли в основу двойного DVD, озаглавленного "One Night in Paris - The Exciter Tour".
В 2002 году Дэйв Гэхен, который "половину жизни пел тексты Мартина Гора", решил дебютировать как сольный автор и исполнитель. Над его первым самостоятельным диском работает Кен Томас (Ken Thomas), продюсер, который создавал саунд Sigur Rоs.
Мартин Гор и Эндрю Флетчер тем временем отдыхают после гастролей и набираются сил для новой работы. Ведь что бы с группой ни происходило, на пенсию им уйти никто не позволит.